Для рынка недвижимости Москвы запущенная 1 марта Большая кольцевая линия метро — новый шаг на пути создания доступного, комфортного города и новый фактор, определяющий ценовую политику застройщиков. Хотя преувеличивать значение БКЛ не стоит, говорят эксперты: к кардинальному пересмотру цен на жилье ее открытие не приведет
Открытие Большой кольцевой линии — событие, равно выдающееся как для жителей Москвы, так и для экономики города. Согласно предварительным расчетам, каждый рубль, вложенный в строительство самой длинной в мире 70-километровой метролинии, даст российской столице 6,7 рубля частных инвестиций и 4,4 рубля бюджетных доходов.
Конечно, игроки рынка недвижимости обсуждают не только сугубо финансовые, но и, например, архитектурные «последствия» создания БКЛ: для Большой кольцевой разработали ряд по-настоящему революционных решений, связанных с внешним обликом станций и примененными в их отделке материалами.
В частности, для отделки станции «Воронцовская» впервые в истории московского метро был использован искусственный камень — кварцевый агломерат. Он обладает хорошей износостойкостью и позволяет использовать разнообразные цвета. Новшеством архитектурного облика станции «Новаторская» является подвесной потолок, при проектировании которого в качестве отделочного материала впервые применено стекло. А для отделки вентиляционных киосков станции «Зюзино» архитекторы ГК «Моспроект-3» в качестве эксперимента впервые в метростроении применили алюминиевые панели-хамелеоны, превратив стандартные конструкции в своеобразные арт-объекты.
Все-таки финансовые расклады у рынка недвижимости на первом месте, поэтому в преддверии запуска БКЛ многие начали прикидывать, что будет означать ее появление для тех или иных недвижимых секторов. Прежде всего, конечно, для жилого сегмента: согласно недавнему исследованию портала «Единый ресурс застройщиков»*, транспортная доступность является третьим по значимости критерием выбора покупателей новостроек и проигрывает только таким факторам, как цена и репутация застройщика.
Специалисты проекта «Яндекс Недвижимость» изучили*, в частности, предложение квартир в новостройках рядом с новыми и «старыми», уже запущенными раньше станциями Большой кольцевой линии. В выборку попали жилые комплексы, расположенные в 15-минутной пешей доступности до новой ветки метрополитена. Получилось, что среди станций-«старичков» по числу представленных на рынке лотов лидируют «Аминьевская» (1437 квартир), «Воронцовская» (1096) и «Мичуринский проспект» (865), а среди новых — «Авиамоторная» (680), «Марьина Роща» (590) и «Рижская» (304).
Эксперты проекта «Индикаторы рынка недвижимости IRN.ru» задались вопросом*: насколько полноценное открытие БКЛ скажется на ценах ближайших новостроек. Скажется, но крайне незначительно, заявили опрошенные порталом специалисты: по словам управляющего директора компании «Бон Тон» Валерии Цветковой, в основном БКЛ — это дополнительный фактор, улучшающий возможности уже существующих станций метро, и принципиальные ценовые изменения возможны лишь там, где станций до сих пор не было вообще. По мнению управляющего партнера Dombook, председателя совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирины Доброхотовой, рост цен возможен лишь в пределах 1-3%, и чуть больше может прибавить недвижимость на вторичном рынке в тех районах, где станции появятся впервые.
Особняком стоит Нагатинский затон: благодаря открытию станций «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар», в этом московском районе подорожать обещает не только «вторичка», но и новостройки. Причем, как считает управляющий партнер компании «Метриум» Надежда Коркка, последние могут прибавить к нынешней цене до 10-15%.
Кстати, влияние транспорта не только на ценовую политику игроков жилого рынка, но и на городское развитие в целом еще раз продемонстрировала выставка «Вы находитесь здесь. Всегда. Сегодня. Послезавтра», которую Музей транспорта Москвы случайно или подгадав открыл в своем выставочном пространстве на ВДНХ практически одновременно с БКЛ. Предложенная советской экспериментальной группой НЭР (Новый Элемент Расселения) модель города будущего, сформулировавшая в 60-х годах прошлого века новый подход к развитию городской среды (подход, к слову, до боли напоминающий ныне господствующую концепцию 15-минутного города); появившийся почти 40 лет спустя проект линейного города «Сибстрим», в основе которого лежала идея обеспечить пространственную связанность России от Санкт-Петербурга до Владивостока за счет сетки широтных и меридиональных транспортных магистралей; работы «бумажных архитекторов», отражающие современное понимание роли и значимости транспорта, — все это части новой выставочной экспозиции.
Ее финал посвящен транспорту будущего. Здесь, в павильоне, наполненном футуристическими прототипами, каждый москвич может представить, как лет через 15-20 уже привычно вызовет аэротакси и отправится на открытие очередного «кольца», предназначенного исключительно для беспилотного транспорта.
* Есть в распоряжении Business FM
Рейтинг
статьи