Метавселенные, игровой движок Unreal Engine, программный продукт для генеративного дизайна Kandinsky 2.1 — рынок недвижимости с невиданной скоростью пополняет свой технологический словарь. Появится ли в нем еще одно, тревожное словосочетание — «технологическая сингулярность»?
Если бы рынок недвижимости озаботился составлением словаря новых технологических понятий и терминов, которые в 2022 году активнее всего набирали популярность в профессиональной среде, то «метавселеннная» наверняка попала бы в тройку лидеров. Конечно, о своем взаимодействии с метамирами думают сегодня не только недвижимые компании: «Присутствие метавселенных в жизни потребителей все ближе. Еще пара лет, и они станут частью повседневности. За метабилборды в топовых локациях в метавселенных будут бороться ведущие бренды, а модные дома готовы будут инвестировать средства для создания скина или аксессуара для аватаров. Поэтому, если у бренда стоит задача выйти на молодое поколение, в сторону метамиров нужно смотреть уже сейчас», — отмечала, подводя итоги прошлого года, сооснователь агентства Vizluv Юлия Савина*.
Игроки сферы real estate и связанных с ней сфер пока лишь начинают писать свои метаистории, но кое-чем уже могут похвастать. Вот лишь некоторые из событий прошлого года.
На международной ярмарке современного искусства Cosmoscow компания Hutton презентовала собственную метавселенную, транслирующую, как поясняют в компании, связь архитектуры, дизайна и искусства в эпоху технического прогресса. В рамках фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» были представлены результаты лаборатории «Архитектура + phygital». Ее итогом стал City Insight — цифровой сервис, который позволяет построить добрососедское комьюнити внутри новых и особенно еще только строящихся жилых комплексов.
Компания Robe Garder совместно с дизайнером Екатериной Елизаровой первой представила в метавселенной коллекцию дизайнерской мебели (гардеробных). Итоговая пресс-конференция ГК «ФСК» стала первым на рынке недвижимости подобным пресс-мероприятием, которое прошло в метавселенной, где компания специально создала свое уникальное цифровое пространство. Список можно продолжать, в частности, взяв в качестве примеров рассказы участников круглого стола «Архитектор и метавселенная. Новые возможности для реализации», состоявшегося уже в этом году на выставке MosBuild 2023.
Конечно, метавселенными технологический прогресс для рынка недвижимости не ограничивается. Например, как уже рассказывал BFM.ru, Москомархитектура и столичный департамент информационных технологий (ДИТ) подготовили обновленные технические требования к предоставлению трехмерной модели в составе архитектурно-градостроительных решений (АГР). Обеспечение соответствия им 3D-моделей будет являться обязательным условием для получения госуслуги по подготовке и выдаче свидетельства об утверждении АГР объекта капитального строительства. Главное, чем обновленные технические требования отличаются от прежних: теперь модели для интеграции в «цифровой двойник» Москвы следует предоставлять в формате, подходящем для игрового движка Unreal Engine.
Правда, как подчеркивает шеф-продюсер студии «Прайд геймс» Арсений Самоль, детальное обсуждение темы с представителями столичного департамента информационных технологий на уже упоминавшемся круглом столе в рамках MosBuild 2023 свидетельствует: пока речь идет все-таки не о полноценном «цифровом двойнике», а о «цифровой тени» города. «Для понимания: digital shadow — это только визуальная копия объекта, перенесенная внутрь игрового движка. Digital twin, он же «цифровой двойник», — не только визуальный, но и структурный перенос, позволяющий работать внутри движка с инфраструктурой города для прогнозирования, тестирования и моделирования городской среды», — поясняет эксперт.
Возможности, которые дает использование Unreal Engine, в принципе игрокам рынка недвижимости понятны, и многим подход к этому весу не кажется таким уж сложным. Но на ряд технических вопросов, которые закономерно возникают у представителей игровой индустрии, ответов либо нет, либо они невнятны, либо об этом вообще пока никто не задумывался, а не мешало бы.
Наверное, пока мало кто всерьез анализировал и оценивал и еще одну маленькую революцию, которую совершил на днях «Сбер»*. Его новый программный продукт для генеративного дизайна Kandinsky 2.1 проанализировал наиболее распространенные пожелания пользователей сервиса «Домклик» и на основе самых популярных запросов показал, как может выглядеть дача мечты, сгенерировав три изображения: «Дом у моря», «Дача за МКАД» и «Дача с деревьями».
По мнению Арсения Самоля, Kandinsky 2.1 — «наш ответ» на два ключевых для мировой практики зарубежных продукта: Midjourney и DALL-E. Kandinsky 2.1 тоже создает изображения на основе текстового запроса, причем формировать специальное техническое задание не надо, программный продукт способен воспринимать описания на разговорном языке, дорисовывать недостающие части картинки и формировать изображения в режиме бесконечного полотна (inpainting/outpainting). Кстати, Kandinsky 2.1 понимает запросы на 101 языке и умеет создавать картинки в различных стилях.
И вот в этот момент в голове у многих может… нет, даже, наверное, должно всплыть тревожное словосочетание «технологическая сингулярность». Пока в словаре самых популярных новых понятий и терминов его нет, но не исключено, что именно пока.
Технологическая сингулярность — гипотетическая будущая временная точка, в которой технологический прогресс становится необратимым и в принципе неуправляемым со стороны человека, что приводит к радикальному изменению характера нынешней цивилизации, отмечает Арсений Самоль.
Арсений Самоль
шеф-продюсер студии «Прайд геймс»
«Ключевая опасность технологической сингулярности в том, что по факту хвост начинает вилять собакой. То есть некая технология или тенденция к бесконечному развитию начинает управлять всеми сферами жизни человека и общества. Наглядный пример — авторынок или рынок IT. Задумайтесь: есть ли такая уж острая потребность в автомобилях-беспилотниках на дорогах общего пользования или нейросетях, формирующих произведения искусства? Конечно, в сфере недвижимости о своеобразном технологическом апокалипсисе говорить не приходится. Здесь мы скорее склонны рассуждать о том, что какие-либо решения перестанут приниматься и контролироваться человеком. Зачем нужны архитектура и дизайн, если математически верно строить комфортные бараки 10х10? Никому не нужен подбор индивидуальной мебели, если по правилу 95% именно этот кухонный гарнитур максимально совместим с этой планировкой. Улицы — квадратами, дома — прямоугольниками — вот чего стоит опасаться. И есть еще один сценарий: «умный» дом должен быть «умным» от входной двери до последней лампочки. И вы вынуждены использовать весь этот ресурс не потому, что вам хочется, а именно потому, что вынуждены. Других нет: либо «умный» дом в городе, либо «глупая» хибара в лесу. Конечно, все это выглядит как сюжеты фантастических фильмов, но когда-то мы думали, что небо человеку не покорится, а еще каких-то 20 лет назад все смотрели «Матрицу» Вачовски и не верили в виртуальную реальность».
BIM-менеджер бюро UNK project Игорь Зигура в своих рассуждениях совершенно спокоен. Он считает, что технологическая сингулярность — некий «маяк», азимут, по которому движется та или иная отрасль, недостижимый, но вехи которого видны сейчас. «Достичь этой сингулярности — остановиться в развитии, опустить лапки и сказать, что все, дальше развиваться незачем. В какой-нибудь отрасли такое случалось?» — задается вопросом эксперт.
Игорь Зигура
BIM-менеджер бюро UNK project
«Если рассматривать отдельно проектирование и информационное моделирование, то даже гипотетически нам до такого состояния как до Луны. По-прежнему ПО, в котором проектируем и моделируем, имеет «детские» ошибки, которые не исправляются годами, по-прежнему участники BIM-процессов по-разному читают одни и те же требования. И, как и раньше, многих тянет или вернуться в Autocad, или «рисовать» в программах информационного моделирования как в том же Autocad. Безусловно, процессы стали сложнее, что приводит к более высоким требованиям к кадрам. И мы скорее стали более полноценно использовать и применять уже имеющиеся инструменты, понимать их. Развитие, конечно, идет, но какой-то переломной точки не видно. Я предположу, что таковой может стать интеграция ПО с нейросетями, с ChatGPT в частности. Слабо представляю, как это будет выглядеть, но то, что в проектирование и моделирование может быть добавлено участие искусственного интеллекта для решения каких-либо задач, мне видится вполне возможным. Вот тогда, когда AI будет выполнять часть работы архитектурных и инженерных бюро, мы сможем говорить о приближении к какой-либо технологической сингулярности».
Подробнее о том, реально ли наступление технологической сингулярности и что скорее будет определять наше будущее — запросы индустрии или технологические сервисы, BFM.ru побеседовал с руководителем архитектурного бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.
— Безусловно, цифровые технологии уже сейчас активно преображают рынок недвижимости, и данный процесс с течением времени будет только ускоряться. Впрочем, как и в случае с физикой (как научной дисциплиной), если уж мы говорим о сингулярности, то в нашем вопросе важно четко разделять фундаментальные и прикладные аспекты.
— А именно?
— Если говорить об инициативах использования цифровых инструментов с целью решать «бытовые» задачи строительства, то такой ход можно назвать спорным. Генерацию виртуальной среды на игровых движках для согласования деталей проекта жилого дома можно сравнить с вбиванием гвоздей микроскопом. Справится ли он с такой задачей? Пожалуй, да, но, наверное, интереснее использовать его для несколько других задач. Массовые цифровые технологии в виде BIM-систем на данном этапе достаточно эффективно решают повседневные вещи в проектировании и строительстве. Такие визионерские идеи, как метамиры, виртуальные пространства и так далее, также можно адаптировать к линейным задачам, но гораздо интереснее изучать в контексте создания принципиально нового общественного и делового уклада. Они способны выстроить коммуникации между людьми, городом и человеком на совершенно ином уровне. Потенциально такая система создаст превосходящие человеческий мозг цифровые сообщества.
— И тогда действительно необходимо четкое понимание, кто важнее — хвост или собака…
— Именно! Ключевой вопрос — что дальше будет определяющим: запросы индустрии, которые будут под себя создавать информационные и технологические сервисы, или глобальные технологические разработки, которые уже будут менять под себя отрасль, не обращая внимания на волю отдельных игроков. Чтобы ответить на него, нужно разобраться с целеполаганием. На одной чаше весов у нас дублирование уже существующих вещей в более продвинутой обертке, а на другой — полноценная интеграция виртуальных сервисов и технологий в рутину и рабочий процесс. Во втором сценарии я вижу возможности создания полноценной цифровой среды, которая будет способна решать любые повседневные задачи горожанина. Речь идет, например, о виртуальном двойнике города, где возможна полноценная работа, получение всех видов сервисов, коммуникаций, услуг, в том числе государственных, развлечений, образования. Это ли не следующая ступень для smart city? Формирование возможностей для повторения и даже улучшения реального жизненного опыта в виртуальном для каждого — вот следующий уровень. Как раз в таком случае и можно максимально эффективно использовать гейм-механики и в принципе весь опыт game development, чтобы заинтересовывать и удерживать. Конечно, такие перспективы можно прогнозировать лишь в будущем, но именно в этой плоскости лежат фундаментальные принципы эволюции цифровой среды города. То, о чем сейчас нам говорят многие участники рынка, — вещи сугубо рутинные, для которых не обязательно нужны слишком сложные инструменты.
В целом технологии и правда выходят на тот уровень, когда рынку становится сложно прогнозировать, а тем более и контролировать тренды, считает эксперт. «Пожалуй, сегодня индустрии более целесообразно оперативно подстраиваться под новые возможности, поэтапно интегрировать их в бизнес-процессы. Мы активно делаем это, но я осознаю, что на текущий момент можно говорить лишь о классных, интересных, но все-же точечных и прикладных вещах, а не о полноценном новом технологическом укладе», — уверен Сергей Труханов.
* Есть в распоряжении Business FM
Рейтинг
статьи