Застройка пустых территорий — архитектурная головоломка, ничуть не менее сложная, чем строительство точечных объектов в требовательном историческом центре. Между полноценным новым районом и безжизненным нагромождением зданий существует огромная пропасть, но есть способы избежать ее появления
Любой архитектор знает, сколь непросто вписать новое здание в сложившуюся городскую застройку и исторический контекст так, чтобы оно в итоге соответствовало одновременно ожиданиям заказчика-девелопера, требованиям властей, установкам градозащитников, запросам покупателей…
Создать успешный точечный проект в уникальном месте — задача не из легких, но и работать «на пять с плюсом» на огромном пустыре и в типовых локациях не легче, а порой гораздо труднее на всех уровнях.
Как заметил в беседе с BFM.ru руководитель архитектурного бюро T+T Architects Сергей Труханов, между полноценным новым районом и безжизненным нагромождением объектов существует тонкая грань и одновременно огромная пропасть. В городах с серьезным объемом строительства архитекторы и девелоперы давно научились, как не допускать возникновения этой пропасти. Но игроки рынка из менее строительно-масштабных мест все еще нередко попадаются в «ловушки новых территорий». Как их избежать? Вот несколько советов архитектора.
— Когда девелопер планирует взяться за строительство рядом с парком, инфраструктурным узлом, набережной, деловым районом, историческими памятниками, да в целом в условиях плотной городской среды, это всегда связано с огромной подготовительной работой и большой ответственностью. Важно продумать, как именно интегрировать объем в городскую ткань так, чтобы не нарушить ее структуру, эстетику, общественные механизмы. И все же в таких случаях архитектору принципиально есть от чего отталкиваться и с чем сопоставлять свои действия. С одной стороны, плотное окружение затрудняет многие процессы, а с другой — дает понятные ориентиры и взгляд на будущее. Когда же работа ведется в непримечательном месте, на городской окраине или на «целине», казалось бы, строй как пожелаешь. Но подобная мысль очень коварна, и в ее ловушку в свое время угодили множество компаний. Если внимательно изучить карту России, то в ряде городов все еще можно найти жилые районы, возводимые по принципу банального заполнения пространства.
— То есть корень проблемы — в отсутствии четкой отправной точки?
— По сути, да. А отсюда отсутствие самоидентичности застройки, внятного долгосрочного планирования, разрозненность объектов, скудная функциональная программа, нехватка буферных зон, игнорирование природных факторов и несамодостаточность. Чтобы эффективно парировать все эти вызовы, важно понимать, о чем именно идет речь и какие детали важны в данном контексте. Так, если говорить о разрозненности, то она выражается в ощущении лоскутности городской ткани, рыхлой структуре пространства. Дело в том, что, когда застроенные участки расположены на большом расстоянии друг от друга, это очень снижает мобильность, заставляя людей ограничивать ее, эту мобильность, в общем-то, рамками своего квартала. Так что пустоты становятся очагами деградации среды. В жилом кластере, проектируемом как система, не должно быть нескольких отдельных участков-анклавов, крайне важна единая концепция. Да, было бы наивно полагать, что разные девелоперы будут действовать дружно и сообща, а не исходя из своих собственных бизнес-интересов. И все же при помощи достаточно простых действий можно на порядок улучшить положение дел, скажем так, гармонизировать строительство. Например, девелоперы могут закладывать по краям своих участков благоустроенные буферные территории, которые станут переходными зонами между разными ЖК, сгладят контрасты, создадут новые сценарии поведения. Озеленение, благоустройство и общественный функционал в таких местах способен мотивировать жителей выходить за пределы своих дворов, придает связность и повышает комфорт среды.
— А когда вы говорите об отсутствии долгосрочного планирования, что имеете в виду?
— Это когда новый район из перспективной локации буквально на глазах превращается в малопривлекательное для жизни место с неясными перспективами на будущее. При отсутствии четко прописанной дорожной карты, по мере появления новых зданий и увеличения числа жителей проблемы нарастают лавинообразно, а решать их приходится в режиме тушения пожара. В итоге вместо спокойного и управляемого развития территории ее приходится постоянно спасать. Чтобы избежать этого, проектирование должно быть детально распланировано не на год или два, а на десятилетие вперед. Причем здесь важно все, от оборудования парковок с прицелом на дополнительные тысячи людей до выбора формата и мест различных общественных пространств. Таким образом, у застройщика получится направлять процессы, а не пытаться их обуздать. Еще один важный ракурс вопроса — самодостаточность нового района и тот самый эффект полицентризма, которого необходимо достичь. Так, у каждого из нас работа может быть на другом конце города, а в центре есть любимый ресторан. Но, выбирая место для жизни, человек хочет, чтобы, за исключением уникального опыта, который он может получить только в определенных местах, все остальное у него было под рукой и на хорошем уровне качества. Иными словами, бульвар в районе должен вызывать желание гулять сам по себе, а не потому, что лень ехать в хороший парк, и поиск нужных услуг — занимать пять минут, а путь до них еще максимум десять минут. Инфраструктура района должна быть не заменой чему-либо получше, а полноценной альтернативой во всех смыслах.
— Конечно, и концепция 15-минутного города, или, как еще принято говорить, города в кармане, именно это и предполагает.
— С проектной точки зрения такой подход означает: надо предусмотреть количество, размеры, расположение и другие параметры всего, что нужно человеку каждый день, так, чтобы всем этим было удобно пользоваться. С другой стороны, все это должно нравиться бизнесу, в том числе высокого класса. Тогда инфраструктура будет и разнообразной, и всегда полностью загруженной, и даже у стороннего человека возникнет мысль: «А здесь все есть, и оно классное — тут, наверное, здорово жить». Кстати, про «здорово жить»: внимание к природным факторам при планировании крупного жилого строительства может показаться надуманной историей, но только не в нашей стране с ее сложным климатом и огромным разнообразием ландшафтов. Постоянный ветер, высокий снежный покров, зашкаливающая влажность, жара или вездесущая пыль — характерные признаки тех или иных мест на российской карте. Мы не в силах бороться с природой, но способны сделать более комфортной рукотворную среду с поправкой на ее особенности. Строительство жилья в этом смысле играет далеко не последнюю роль. Самое простое, что можно сделать, — изучить розу ветров и климатические особенности за последний десяток лет и заложить эти факторы в проект. Существуют сотни возможных решений, и вопрос не в конкретном действии, а во вдумчивом поиске оптимальных вариантов. В одних случаях достаточно обойтись косметическими вещами, например высаживать деревья именно в местах, где солнце в полдень раскаляет землю. В других придется тщательно прорабатывать структуру застройки и форму дворов, чтобы бороться с сильными ветрами и другими погодными явлениями. Однако пренебрежение данным фактором на любом уровне может значительно снизить качество жизни в районе.
Как считает Сергей Труханов, массовое строительство в ничем не примечательных локациях можно сравнить с рукотворным созданием грибницы. «Сначала вы формируете сложную сеть из множества взаимосвязанных нитей, которые скрыты от постороннего взгляда, но именно они определяют здоровый рост всего организма на годы вперед. Привнесение разнообразия в функциональную застройку повышает инвестиционный потенциал нового места, позволяет привлечь дополнительных резидентов, создавать предпосылки для дальнейшего развития. Жилые кварталы, благоустройство, инфраструктура, порядок строительства объектов должны продумываться так, чтобы человек, попадая в «пятно застройки», видел свой будущий жизненный путь, захотел связать свою судьбу с этим местом на годы вперед», — объясняет архитектор.
По его мнению, идеальный сценарий создания новых жилых кластеров с нуля предусматривает переход от строительства жилья с набором опций по списку «с галочками» к системному подходу. «Когда сбалансированные проекты с целостной концепцией, где благоустройство, навигация и планировочные решения взаимодополняют друг друга, станут основой предложения — это в корне изменит лицо наших городов. Освоение пустующих территорий должно не перегружать, а обогащать городскую среду и делать ее более привлекательной, что в свою очередь повысит продажи и спрос на девелоперские продукты компаний в целом. Для этого важно не пренебрегать долгосрочным планированием и не бояться углубляться даже в самые незначительные на первый взгляд детали», — уверен Сергей Труханов.
Рейтинг
статьи