Участие в разработке дизайна станций метро, помощь в проектировании комфортных, безопасных и интересных маршрутов «дом — школа», пополнение коллекций городского стрит-арта, анализ практики благоустройства общественных пространств… И все это — дети?
У юных жителей Казани появилась возможность внести свой вклад в разработку концепции интерьеров строящейся станции Казанского метрополитена. Эта красивая история стала частью недавно состоявшегося в городе международного архитектурно-строительного форума «Казаныш».
Еще в 2022 году в Казани прошел открытый архитектурный конкурс на лучшую концепцию оформления интерьеров новой ветки метро и, в частности, станции «Тулпар» (в тюркской мифологии Тулпар или Толпар — крылатый конь, персонаж богатырских легенд, волшебный помощник и покровитель сказочных героев). По итогам заседания жюри конкурса создателем лучшей архитектурной концепции станции «Академическая» стала Алиса Силантьева (Москва), станции «Зилант» — Илья Готлиб, архитектурное бюро Rokot Studio (Москва), а вот станции «Тулпар» — Денис Хохлов (Москва), предложивший нанести на стены метро детские рисунки.
В преддверии «Казаныша» компания «Ак Барс Дом» при поддержке торгово-развлекательного центра «Мега Казань» провела мастер-классы по рисованию крылатого коня Тулпара. В мастер-классах приняли участие 40 детей (от пяти до 13 лет), причем все они проживают в непосредственной близости к строящейся станции. «Мы призывали их быть смелыми, не бояться ошибок и рисовать так, как им хочется, без каких-либо ограничений. Это уникальный проект, который, возможно, позволит детям в будущем увидеть свои рисунки в качестве украшения интерьеров станции, а потом приводить туда уже своих детей и внуков. Но уже сейчас проект дает маленьким жителям Казани понимание, что они способны влиять на окружающее пространство, способны вносить свой вклад в развитие любимого района, города и страны», — рассказала на форуме главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина.
К сожалению, все мы нередко забываем: дети — такие же горожане, как и все остальные, со своими привычками, своими местами, своим представлением о городе. К тому же, по словам руководителя проектов бюро Citymakers Александра Зальцмана, «дети — та городская аудитория, которая собирает вокруг себя другие аудитории: родителей, бабушек, воспитателей. При этом дети — главные исследователи городского пространства, они первыми его осваивают, знают дальние уголки, где нечасто появляются взрослые. Это особенно ярко проявляется в небольших городах и там, где городская среда неравномерна, например за пределами центров городов-миллионников».
Александр Зальцман
руководитель проектов бюро Citymakers
«Именно поэтому следует больше ценить работу с детьми в рамках соучаствующего проектирования. С детской помощью можно делать ментальные карты отдельных территорий и всего города, описывать образ пространства, его сервисы и влияние недоступных детям коммерческих функций на его использование. С другой стороны, вовлечение детей в придумывание проектов не столько ценно для получения готовых решений, сколько интересно с точки зрения продуманности сценариев его использования. Чем меньше ребенок, тем больше испытывает эмоций и меньше анализирует. Таким образом, для некоторых идей (связанных с иммерсивностью и продуманностью пространства) он может быть хорошим мерилом качества».
Нельзя сказать, что примеры вовлечения детей непосредственно в процессы городского обустройства и проектирования так уж многочисленны, но они есть. Скажем, в 2021 году в рамках знаменитого фестиваля нового искусства «Выкса | Арт-овраг», благодаря которому Выкса (небольшой моногород в Нижегородской области с населением чуть больше 50 тысяч человек) завоевала звание столицы российского стрит-арта, состоялась премьера мурала «Смайл», первого детского произведения в богатой коллекции выксунского уличного искусства.
Как рассказывала тогда идеолог проекта, художник Наталья Стручкова, «прежде чем создать роспись, мы с детьми совершили прогулку по улицам Выксы. Мы надели на головы коробки (на самом деле маски героев «Майнкрафта») с квадратными прорезями для глаз. Задание было такое: посмотреть на мир квадратными глазами и увидеть в нем неквадратные предметы — круглые, треугольные и так далее. Все, что дети увидели, изображено на этой стене. Вот только самый первый увиденный предмет — пузо дяденьки в магазине — мы рисовать не стали».
Своим опытом с BFM.ru поделилась и ГК «Точно». «Команда «Точно» давно хотела запустить конкурс детских рисунков, и у меня возникла идея разместить работы на заборе вдоль парка в микрорайоне «Родные просторы», чтобы они висели круглый год, радовали детей и их родителей», — делится воспоминаниями ведущий маркетолог компании Елена Кваченко.
Елена Кваченко
ведущий маркетолог ГК «Точно»
«Конкурсу «Вместе будем рисовать на просторах» уже два года. Каждый год в нем участвуют около 100 человек, мы отбираем несколько десятков креативных и талантливых работ, которые печатаем на баннере длиной более 100 метров. Как все происходит? Ко Дню защиты детей мы в интернете, в соцсетях, в наших домах размещаем информацию, что можно нарисовать свою ассоциацию-фантазию к фразе «родные просторы». Приглашаем поучаствовать всех детей из Краснодара, детей жителей наших комплексов и детей наших сотрудников от трех до 14 лет. Итоги подводим 1 июня, победителей поздравляем на летнем детском празднике в парке. В этот момент работы уже оцифрованы и размещены на баннере вдоль парка, все желающие могут сфотографироваться с ними и на их фоне. Удовольствие это не из дешевых, поэтому меняем баннер раз в год по мере его выгорания, соответственно, проводим конкурс раз в год».
По словам эксперта, эта работа подчеркивает значимость детского творчества и повышает лояльность самих комплексов компании, то есть имеет ярко выраженный социально-экономический эффект. А еще, напоминает Александр Зальцман, «дети отлично распространяют информацию и заражают новыми идеями и планами по развитию территорий, что делает любой процесс городских изменений более публичным и доступным разным категориям горожан». Это, кстати, во многом объясняет значимость таких структур, как Детский совет при Общественном совете при Минстрое (в него входят дети самых разных возрастов, проживающие в самых разных регионах страны) и проект Минстроя «Я — строитель будущего!», который распоряжением правительства был включен в план мероприятий Десятилетия детства в России.
Наконец, все на том же форуме «Казаныш» был представлен пилотный проект преобразования жилого квартала для создания более безопасной и комфортной среды «Дорога в школу»*, в реализации которого примут участие дети. Речь идет об универсальных подходах к созданию комфортной среды и удобных и безопасных маршрутов «дом — школа», превращению этих маршрутов (пешком, на велосипеде, самокате или автомобиле) в максимально интересные и познавательные, разработке для них единого дизайн-кода и так далее.
Ильсияр Тухватуллина называет главной идеей проекта вовлечение детей в проектирование их ежедневного маршрута. «По сути, мы занимаемся не проектной деятельностью, а социологическим исследованием. Наша базовая цель — показать на примере «Дороги в школу», что к соучаствующему проектированию можно привлекать детей. Проект важный как социально, так и политически, более того — вовлечение сообществ, горожан, которые живут близко, в зоне пешеходной доступности, оправданно экономически. Так можно привлечь больше внимания к проблемам, к безопасности, к общественным пространствам и новым теоретическим выводам», — уверен главный архитектор проектов, сооснователь и педагог студии «Фа-Сад», член Союза архитекторов России Валерий Салихов. Среди примеров решений, разработанных совместно с детьми, он продемонстрировал пешеходный мост через шоссе в виде фигуры дракона.
«К проведению конкурсов стоит подтянуть школы, дети могут делать как малые архитектурные формы, арт-объекты, которые притягивают внимание, так и аттракционные формы, непосредственно навигационные элементы, элементы дизайна. Ясно, что нельзя доверять им разрабатывать вещи, которые требуют высокой ответственности, это должны делать архитекторы. Но идеи детей могут быть использованы, ведь они менее консервативны, чем взрослые. У них больше подходов и вариаций, и для взрослых эта помощь может стать неоценимой», — говорит Валерий Салихов.
Мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что видит в проекте «Дорога в школу» большой потенциал. «Предлагаю реализовать его пока в пилотном варианте — по одному такому проекту в каждом из четырех районов города. Поручаю главам районов обратиться к школам, родительским комитетам и детям с этим предложением. Нам крайне важно, чтобы дети приняли в этом проекте активное участие. И там, где будет наибольший отклик, мы внедрим этот проект», — пообещал Ильсур Метшин. Кстати, администрация Казани надеется, что инициатива приобретет не только региональный, но и федеральный масштаб.
* Есть в распоряжении Business FM
Рейтинг
статьи